Home

Реклама

Настроить

Stranger in a Strange Land -


жж счетчик - lj counter

Сент. 14, 2009

02:36 pm

Previous Entry в избранное рассказать другу Next Entry

Навеяло постом http://palmira.livejournal.com/1096207.html?style=mine


"…Еще с утра жены, сестры и матери заводских рабочих, прослышав о предстоящем пикнике, стали собираться на вокзале; многие принесли с собою и грудных ребят. С выражением деревянного терпения на загорелых, изнуренных лицах сидели они уже много часов на ступенях вокзального крыльца и на земле, вдоль стен, бросавших длинные тени. Их было более двухсот. На расспросы станционного начальства они отвечали, что им нужно "рыжего и толстого начальника". Сторож пробовал их устранить, но они подняли такой оглушительный гвалт, что он только махнул рукой и оставил баб в покое.
   Каждый подъезжавший экипаж вызывал между ними минутный переполох, но так как "рыжего и толстого начальника" до сих пор еще не было, то они тотчас же успокаивались.
   Едва только Василий Терентьевич, схватившись руками за козлы, кряхтя и накренив всю коляску, вступил на подножку, как бабы быстро окружили его со всех сторон и повалились на колени. Испуганные шумом толпы, молодые, горячие лошади захрапели и стали метаться; кучер, натянув вожжи и совсем перевалившись назад, едва сдерживал их на месте. Сначала Квашнин ничего не мог разобрать: бабы кричали все сразу и протягивали к нему грудных младенцев. По бронзовым лицам вдруг потекли обильные слезы...
   Квашнин увидел, что ему не вырваться из этого живого кольца, обступившего его со всех сторон.
   - Стой, бабы! Не галдеть! - крикнул он, покрывая сразу своим басом их голоса. - Орете все, как на базаре. Ничего не слышу. Говори кто-нибудь одна: в чем дело?
   Но каждой хотелось говорить одной. Крики еще больше усилились, и слезы еще обильнее потекли по лицам.
   - Кормилец... родной... рассмотри ты нас... Никак не можно терпеть... Отошшали!.. Помираем... с ребятами помираем... От холода, можно сказать, прямо дохнем!
   - Что же вам нужно? От чего вы помираете? - крикнул опять Квашнин. - Да не орите все разом! Вот ты, молодка, рассказывай, - ткнул он пальцем в рослую и, несмотря на бледность усталого лица, красивую калужскую бабу. - Остальные молчи!
   Большинство замолкло, только продолжало всхлипывать и слегка подвывать, утирая .глаза и носы грязными подолами...
   Все-таки зараз говорило не менее двадцати баб.
   - Помираем от холоду, кормилец... Уж ты сделай милость, обдумай нас как-нибудь... Никакой нам возможности нету больше... Загнали нас на зиму в бараки, а в них нешто можно жить-то? Одна только слава, что бараки, а то как есть из лучины выстроены... И теперь-то по ночам невтерпеж от холоду... зуб на зуб не попадает... А зимой что будем делать? Ты хоть наших робяток-то пожалей, пособи, голубчик, хоть печи-то прикажи поставить... Пишшу варить негде... На дворе пишшу варим... Мужики наши цельный день на работе... Иззябши... намокши... Придут домой - обсушиться негде.
   Квашнин попал в засаду. В какую сторону он ни оборачивался, везде ему путь преграждали валявшиеся на земле и стоявшие на коленях бабы. Когда он пробовал протиснуться между ними, они ловили его за ноги и за полы длинного серого пальто. Видя свое бессилие, Квашнин движением руки подозвал к себе Шелковникова, и, когда тот пробрался сквозь тесную толпу баб, Василий Терентьевич спросил его по-французски, с гневным выражением в голосе:
   - Вы слышали? Что все это значит?
   Шелковников беспомощно развел руками и забормотал:
   - Я писал в правление, докладывал... Очень ограниченное число рабочих рук... летнее время... косовица, высокие цены... правление не разрешило... ничего не поделаешь...
   - Когда же вы начнете перестраивать рабочие бараки? - строго спросил Квашнин.
   - Положительно неизвестно... Пусть потерпят как-нибудь... Нам раньше надо торопиться с помещениями для служащих.
   - Черт знает что за безобразия творятся под вашим руководством, проворчал Квашнин. И, обернувшись опять к бабам, он сказал громко: - Слушай, бабы! С завтрашнего дня вам будут строить печи и покроют ваши бараки тесом. Слышали?
   - Слышали, родной... Спасибо тебе... Как не слышать, - раздались обрадованные голоса. - Так-то лучше небось, когда сам начальник приказал... спасибо тебе... ты уж нам, соколик, позволь и щепки собирать с постройки.
   - Хорошо, хорошо, и щепки позволяю собирать.
   - А то поставили везде черкесов, чуть придешь за щепками, а он так сейчас нагайкой и норовит полоснуть...
   - Ладно, ладно... Приходите смело за щепками, никто вас не тронет, успокаивал их Квашнин. - А теперь, бабье, марш по домам, щи варить! Да смотрите у меня, живо! - крикнул он подбодряющим, молодцеватым голосом. - Вы распорядитесь, - сказал он вполголоса Шелковникову, - чтобы завтра сложили около бараков воза два кирпича... Это их надолго утешит. Пусть любуются.
   Бабы расходились совсем осчастливленные.
   - Ты смотри, коли нам печей не поставят, так мы анжинеров позовем, чтобы нас греть приходили, - крикнула та самая калужская баба, которой Квашнин приказал говорить за всех.
   - А то как же, - отозвалась бойко другая, - пусть нас тогда сам генерал греет. Ишь какой толстой да гладкой... С ним теплей будет, чем на печке.
   Этот неожиданный эпизод, окончившийся так благополучно, сразу развеселил всех. Даже Квашнин, хмурившийся сначала на директора, рассмеялся после приглашения баб отогревать их и примирительно взял Шелковникова под локоть.
   - Видите ли, дорогой мой, - говорил он директору, тяжело подымаясь вместе с ним на ступеньки станции, - нужно уметь объясняться с этим народом. Вы можете обещать им все что угодно - алюминиевые жилища, восьмичасовой рабочий день и бифштексы на завтрак, - но делайте это очень уверенно. Клянусь вам: я в четверть часа потушу одними обещаниями самую бурную народную сцену..."

А.И.Куприн, "Молох"


Comments:

[User Picture]
From:[info]rnmelnikov
Date:Сентябрь 14, 2009 10:54 am none (UTC)

Привет!

(Link)
А! Помнится читал, что-то такое. Думаю, что по прочтению такого, не будет ни у кого вопросов, касающихся того, почему произошла революция.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:[info]marquis_the_cat
Date:Сентябрь 14, 2009 11:34 am none (UTC)
(Link)
Так практически вся русская классика должна таковые вопросы снимать...
Вот еще, к примеру: http://marquis-the-cat.livejournal.com/31421.html
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]rnmelnikov
Date:Сентябрь 14, 2009 11:58 am none (UTC)
(Link)
Позже почитаю.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]rnmelnikov
Date:Сентябрь 14, 2009 12:17 pm none (UTC)
(Link)
Прочитал. А ты знаешь, я несколько лет тому назад пришел к выводу, что о том или ином времени лучше судить не по работам историков, а по художественной литературы, т.е. по произведениям писателей-современников какой-нибудь эпохи. К сожалению, работы историков как правило лишены всякой объективности (ОСОБЕННО СОВРЕМЕННЫХ)и очень тенденциозны. А писатели просто писали о том времени, в котором жили сами, соответственно и о людях, с которыми они общались и об их нравах.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]marquis_the_cat
Date:Сентябрь 14, 2009 12:19 pm none (UTC)
(Link)
Историк старается описывать отстраненно, а писатель видит болевые точки...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]rnmelnikov
Date:Сентябрь 14, 2009 12:20 pm none (UTC)
(Link)
Ты прав.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]palich_ru
Date:Сентябрь 14, 2009 12:33 pm none (UTC)
(Link)
Россия-страна с непредсказуемым прошлым.Это к историкам относится.Они все прдажные и трактуют историю так,как это хотелось бы нынешним властям.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]marquis_the_cat
Date:Сентябрь 14, 2009 12:38 pm none (UTC)
(Link)
Я бы не торопился применять квантор общности ))
Дюков, Исаев, Пыхалов, Юрганов, Данилевский - это только первые пришедшие на память имена
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]palmira
Date:Сентябрь 14, 2009 12:53 pm none (UTC)
(Link)
Уныние - смертный грех :-))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]palich_ru
Date:Сентябрь 14, 2009 01:32 pm none (UTC)

Уныние-смертный грех.

(Link)
Да не уныние ,а констатация фактов.Каждый историк трактут прошлое по-своему и зачастую в духе современных ему тенденций.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]palmira
Date:Сентябрь 14, 2009 12:38 pm none (UTC)

ошибка!

(Link)
>Прочитал. А ты знаешь, я несколько лет тому назад пришел к выводу, что о том или ином времени лучше судить не по работам историков, а по художественной литературы, т.е. по произведениям писателей-современников какой-нибудь эпохи. К сожалению, работы историков как правило лишены всякой объективности (ОСОБЕННО СОВРЕМЕННЫХ)и очень тенденциозны. А писатели просто писали о том времени, в котором жили сами, соответственно и о людях, с которыми они общались и об их нравах.

Ошибка!
Принципиальной разницы здесь НЕТ.
Так же, как нет принципиальной разницы между художественным и документальным фильмом. В самих жанрах.
Подбор и структуризация материала и там, и там - есть произвол авторов.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]rnmelnikov
Date:Сентябрь 14, 2009 12:45 pm none (UTC)

Re: ошибка!

(Link)
Я имел в виду немного другое. Не взгляды на какое-то историческое событие, которое произошло или нет.))) Я имел в виду именно людей, проживавших в то или иное время, их нравы, образ жизни... Не думаю, что тот же Л.Н. Толстой, когда писал рассказ "После бала" допустил какой-то авторский произвол. ))) Он скорее всего, вообще меньше всего думал о том, к каким выводам придут читатели почти через полтора века.)))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]palmira
Date:Сентябрь 14, 2009 12:49 pm none (UTC)

нет, не думаю, что Вы правы

(Link)
>Не думаю, что тот же Л.Н. Толстой, когда писал рассказ "После бала" допустил какой-то авторский произвол. ))) Он скорее всего, вообще меньше всего думал о том, к каким выводам придут читатели почти через полтора века.)))

Он писал не для читателей "через полтора века", а для современников. И программа "Николай Палкин" у него была: Толстой был тенденциозным писателем.

По поводу нравов и образа жизни.
Да, совершенно верно: из художественных произведений МОЖНО и ДОЛЖНО извлекать полезную информацию.
Но С ОГЛЯДКОЙ.
Суд, когда разбирает какое-то дело, тоже опирается на показания СВИДЕТЕЛЕЙ. Но он не имеет права принимать все за чистую монету. Он сравнивает, анализирует... может прийти к выводу, что вот этот, скорее всего - врёт и т. д.

По поводу особой ценности художественных наблюдений: вы считаете, что о советском времени правдивее всего писали диссиденты-писатели? или, наоборот, т. наз. "легальные"? или кто?
Да, оттуда тоже можно извлекать информацию... но тоже осторожно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]rnmelnikov
Date:Сентябрь 14, 2009 01:15 pm none (UTC)

Re: нет, не думаю, что Вы правы

(Link)
Вы привели очень справедливую аналогию - извлечение полезной информации из произведений литературы и показание свидетелей. Все верно. Когда задумываешься о том, правду ли пишет автор или нет, стоит походить аналитически, дифференцированно, принимать во внимание массу факторов, которые могут повлиять на истинность.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]rnmelnikov
Date:Сентябрь 14, 2009 12:47 pm none (UTC)

Re: ошибка!

(Link)
Всё зависит от честности автоа и его мироощущения.
Причё последнее более значимо.У одного аврора всё чёрное. У другого-белое.Ну и где истина-то?Смотеть документы соответствующей эпохи-невозможно,да если честно,то и желания особого нет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]palmira
Date:Сентябрь 14, 2009 12:52 pm none (UTC)

замечания

(Link)
>Всё зависит от честности автоа и его мироощущения.

Ууу... А как Вы их оцениваете?
Если вам кажется, что "вот этот - наиболее правдоподобный", то это не значит, что "у него больше правды, чем у остальных".

Не исключено, что честности и здравости мироощущения не хватает как раз читателю :-))))))))))))))))))))

>Ну и где истина-то? Смотеть документы соответствующей эпохи - невозможно, да если честно, то и желания особого нет.

И тем не менее очень хорошо, что есть люди, которые это делают. С "нашей" стороны - Пыхалов, Дюков, А. Исаев и другие.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]rnmelnikov
Date:Сентябрь 14, 2009 12:56 pm none (UTC)

Re: ошибка!

(Link)
Отец! Хватит писать под моим именем!)))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]marquis_the_cat
Date:Сентябрь 14, 2009 01:08 pm none (UTC)
(Link)
Товарищи Мельниковы! Не сбивайте народ с панталыку! :-)))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]rnmelnikov
Date:Сентябрь 14, 2009 01:16 pm none (UTC)

Роман!

(Link)
Я под своим пишу и от себя.Почему полчается от тебя-не знаю.По ответу понять к кому он адресован-
невозможно,учитывая,что мы переписываемся с одним пользователем и точи зрения наши,как правило,совпадают,
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]koshkinssak
Date:Сентябрь 15, 2009 05:11 am none (UTC)
(Link)
Читайте Солженицина.
Там все написано.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]marquis_the_cat
Date:Сентябрь 15, 2009 05:31 am none (UTC)
(Link)
Да-а, там много чего написано...
(Ответить) (Parent) (Thread)

Реклама

Настроить